Двадцатое Сияние

ОБ ИСКРЕННОСТИ

   Эта тема, будучи первым из пяти подпунктов Второго вопроса из Седьмого вопроса Семнадцатого пункта Семнадцатого Сияния, по причине своей важности, стала Двадцатым Сиянием.

Вместе с аятом:

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اِنَّٓا اَنْزَلْنَٓا اِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ فَاعْبُدِ اللّٰهَ مُخْلِصًا لَهُ الدّٖينَ ۞ اَلَا لِلّٰهِ الدّٖينُ الْخَالِصُ

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!»

«Мы ниспослали тебе писание во истине; поклоняйся же Аллаху, искренне соблюдая религию. Разве искренность не принадлежит религии Аллаха?…» (Коран, 39:2-3).

такой благородный хадис, как:

هَلَكَ النَّاسُ اِلَّا الْعَالِمُونَ وَهَلَكَ الْعَالِمُونَ اِلَّا الْعَامِلُونَ وَهَلَكَ الْعَامِلُونَ اِلَّا الْمُخْلِصُونَ وَالْمُخْلِصُونَ عَلٰى خَطَرٍ عَظٖيمٍ

–اَوْ كَمَا قَالَ–

«И падут все люди, кроме учёных; и падут учёные, кроме деющих по знаниям; и падут деющие, кроме искренних; а искренние – в великой опасности потери той искренности».

показывают, насколько важной основой в Исламе является искренность (Ихлас).

Из бесчисленных пунктов этого вопроса мы коротко изложим лишь пять.


Напоминание: Источником нашей благодарности стало то, что по счастливой судьбе в этой благословенной Испарте, у людей благочестия, тариката и учёных богословов живущих в ней, по сравнению с другими местами, не видно разногласий соперничества, и хотя здесь нет той необходимой истинной любви и союза, зато нет и вредных разногласий и противоречий.

ПЕРВЫЙ ПУНКТ.

Один важный и ужасный вопрос.

Тогда когда мирские и заблудшие люди и даже безбожники и лицемеры объединяются, почему, соперничая, разногласят люди истины и люди согласия, которыми являются обладатели религиозности, учёные богословы и люди тариката? В то время когда союз является правом людей согласия, а разногласия должны быть у лицемерных людей, отчего эта справедливость перешла туда, а та несправедливость пришла сюда?

Ответ. Из очень многих причин этого печального, трагического и ужасного явления, которое заставляет плакать людей преданных вере, мы изложим семь причин.

ПЕРВАЯ

Как не исходят от неистинности разногласия людей истины, так и союз беспечных людей не исходит от приверженности истине.

Скорее определились и разделились обязанности групп, общин и коллективов, относящиеся к таким слоям общества, как мирские люди, политики, работники образования и учащиеся, каждые из которых заняты несением какой-либо отдельной службы или исполнением определённой обязанности. И получаемое ими за это материальное вознаграждение, и с точки зрения славы, почёта и любви к известности – духовное вознаграждение, которое они получают от людских симпатий (Примечание), также определившись, разделились. Их сотрудничество не рождает трения, спор и соперничество. Поэтому, каким бы плохим принципом они не руководствовались, всё же могут объединяться.

Однако, как обязанности каждого верующего человека, богослова и наставника тариката затрагивают всех, так и их спешная награда не проявляется и не чувствуется, а также не ощущается и доля каждого из них в обретении положения в обществе, в людских симпатиях и восприятии людьми. На одну степень имеется много претендентов. К каждой материальной и духовной награде может протянуться много рук. И вот, трения и соперничество, родившиеся по этой причине, сменили согласие на раздор, а союз – на разногласия.


Примечание: Напоминание: людские симпатии не желаются, а скорее даруются. И если будут дарованы – им не стоит радоваться. Тот, кто обрадуется – потеряет искренность и войдёт в лицемерие. Благоволения людей же, полученные с желанием славы и почёта – это не плата и не награда, а напротив – это некое наказание и кара. Да, поскольку благоволения людей, слава и почёт вредят искренности, являющейся жизнью благих деяний и вместо мизерных временных наслаждений, продолжающихся до дверей могилы, на другой её стороне они примут такой неприятный вид, как муки могилы, то нужно не желать людских симпатий, а напротив, страшиться их и избегать. Пусть услышат это люди, жаждущие известности и стремящиеся к почёту и славе!

Таким образом, мазью и лекарством от этой ужасной болезни является искренность. То есть, нужно предпочесть себялюбию – любовь к истине, и ради истины, побороть свой нафс и высокомерие; и удостоившись тайны аята

 اِنْ اَجْرِىَ اِلَّا عَلَى اللّٰهِ

«…моя награда только у Аллаха…» (Коран, 10:72; 11:29).

не желать получения ни материальных, ни духовных наград идущих от людей (Примечание 1); и осознавая, что восприятие людьми, их симпатии и хорошее на влияние на них – является даром Истинного Творца и Его обязанностью, а также то, что это не входит в обязанности призывающего, что это не является необходимым, и он за это не ответственен, удостоившись тайны аята

 وَمَا عَلَى الرَّسُولِ اِلَّا الْبَلَاغُ

«…На обязанности Посланника – только сообщение…» (Коран, 24:54).

преуспеть в искренности. Иначе она будет потеряна.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА

Объединение заблудших людей исходит от их униженности, а разногласия людей истины – от их достоинства.

То есть, беспечные люди, которыми являются заблудшие, и люди влюблённые в этот мир, оттого что они не опираются на справедливость и истину, являются слабыми и ничтожными. А из-за своей ничтожности они нуждаются в обретении силы. И от этой нужды они искренне привязываются к союзу и поддержке других. Даже если их принципы являются заблуждением, они всё же хранят союз. Словно в той несправедливости они проявляют правдолюбие, в том заблуждении – некую искренность, в том безбожии – некий атеистический фанатизм, а в том лицемерии же – некое согласие, с чем добиваются успеха. Потому что, если некая преданная искренность будет даже у зла, то и тогда она не останется безрезультатной. Да, кто бы ни пожелал чего-либо с искренностью, Аллах даёт ему это (Примечание 2).


Примечание 1: Необходимо взять для себя примером такое восславленное Кораном качество сахабов, как великодушная щедрость (Исар), то есть, в приёме подарков и пожертвований предпочитать себе других и, осознавая, что материальные выгоды приходящие за религиозное служение, являются только лишь Божьей милостью, не просить их и не желать их сердцем, не становиться обязанным людям и не брать ничего в качестве воздаяния за свою службу. Потому что нельзя желать воздаяния за служение религии в этом мире, дабы не пропала искренность. И хотя у них есть право на то, чтобы народ обеспечивал их пропитание и они заслуживают выплаты им закята, но желать этого нельзя, скорее это даруется. А когда даруется, нельзя говорить: “Это плата за мою службу”. По возможности, удовлетворённо предпочтя в этом других и более достойных, удостоившись смысла аята:

وَ يُؤْثِرُونَ عَلٰى اَنْفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ

«…Они дают предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение…» (Коран, 59:9).

избавиться от этой страшной опасности и обрести искренность.

Примечание 2: Да مَنْ طَلَبَ وَ جَدَّ وَجَدَ  кто пожелает и постарается – тот найдёт” – является правилом истины. Его охват широк, и эта его обширность может распространяться и на этот наш принцип.

Но те, кто идёт прямым путём, религиозные люди, богословы и последователи тариката, оттого что они нашли опору в справедливости и истине, и оттого что каждый из них думая только о своём Создателе, надеясь на Его помощь, лично следует по пути истины, то они обладают духовным достоинством, исходящим из этого принципа. Когда кто-то из них чувствует слабость, то вместо людей он обращается к своему Творцу, ищет помощи у Него. По причине разногласий характеров, он не чувствует в полной мере нужды в поддержке тех, чей подход внешне противоречит его взглядам, не видит необходимости в союзе с ними. Скорее, при наличии эгоизма и высокомерия, считая себя правым, а оппонента – не правым, вместо любви и союза, между ними возникают разногласия и соперничество. Отчего теряется искренность и их обязанности остаются полностью невыполненными.

Таким образом, единственным способом избежать страшные последствия этой ужасной причины является следующее правило, состоящее из девяти указаний:

1. Вести позитивную деятельность, то есть, действовать с любовью к своему принципу. В его знаниях и мыслях не должны присутствовать враждебность к другим принципам и поиск чужих недостатков, ими заниматься не нужно…

2. И в кругу Ислама, какими бы ни были взгляды и принципы, нужно думая о тех многих объединяющих связях являющихся причиной для любви, братства и союза, объединяться.

3. И необходимо сделать своим путеводителем правило совести, при котором каждый обладатель справедливого принципа, дабы не задеть чужих взглядов может сказать: “Мой принцип является справедливым или более красивым”; иначе нельзя, намекая на несправедливость и неправильность других принципов, сказать: “только мой принцип является справедливым”, или же: “мои взгляды являются красивыми”.

4. И думая о том, что союз с людьми истины является одной из основ достоинства, находящегося в религиозности, и поводом помощи Всевышнего .

5. И во время нападений заблудших и несправедливых людей, которые по причине своего объединения приняли образ общества, имеющего некую духовную личность, обладающую сильной гениальностью, осознав, что сопротивление даже самой сильной единицы против той духовной личности будет сломлено, необходимо объединяясь создать некую духовную личность на стороне людей истины, и охранять с ней истину от заблуждений той ужасной духовной личности.

6. А так же для того, чтобы спасти истину от стремительного натиска ереси, отвергнув:

7. Свой эгоизм и высокомерие,

8. И своё ошибочно понимаемое достоинство,

9. И бесполезное чувство соперничества, с чем обрести искренность и как следует исполнить свою обязанность (Примечание).

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА

Разногласия людей истины исходят не от отсутствия устремлённости и не от низости, а союз заблудших – не от высоких устремлений. Точнее, разногласия людей прямого пути исходят от их злоупотребления высокими устремлениями, а союз заблудших – от слабости и бессилия, исходящих от отсутствия их устремлённости.

Людей истины направляют к злоупотреблению высокими устремлениями, а вследствие и к разногласиям и соперничеству, такие воспринимаемые с точки зрения вечной жизни похвальные черты характера, как стремление к наградам Иного мира и неудовлетворённость в обязанностях, относящихся к Иному миру. То есть, такой человек, говоря: “Я заслужу эту награду, я наставлю этих людей на путь истины, пусть они слушают меня”, – примет облик соперника по отношению к находящемуся рядом с ним его истинному брату, в чьей любви и поддержке, братстве и помощи он серьёзно нуждается. Говоря: “Почему мои ученики уходят к нему? Почему у меня нет стольких учеников, как у него?” – его себялюбие, найдя в том удобный момент, склонится к карьеризму, являющемуся порицаемой чертой характера, что лишит его искренности и откроет двери лицемерия.

Итак, лекарством от этой ужасной духовной болезни, от этой раны и ошибки является следующее: «Довольство Всевышнего обретается с искренностью, а не с множеством последователей и не с излишней удачливостью». Поскольку они относятся к делам Всевышнего, их не нужно желать, но иногда они даруются.


Примечание: И даже, подобно сообщению достоверного хадиса о том, что в конце света истинные верующие христиане, объединившись с последователями Корана будут противостоять их общему врагу, которыми являются безбожники; так и в это время религиозные люди и люди истины нуждаются в истинном союзе не только со своими единоверцами, единомышленниками и братьями, но также нуждаются в союзе и с истинно религиозными духовными деятелями христианства, временно не делая вопросы-источники разногласий причиной споров и распрей, объединяясь против общих врагов, которыми являются воинствующие безбожники.

Да, порой одно только слово становится причиной спасения и источником довольства Аллаха. Количественная же оценка не должна привлекать такого внимания. Потому что, иногда наставление на путь истинный одного-единственного человека становится источником такого же Божьего довольства, какое обретают, наставляя тысячу людей.

А искренность же и любовь к истине состоит в том, чтобы быть сторонником извлечения пользы мусульман, от кого бы она не исходила. Иначе, такие мысли, как: “Пусть, получая урок у меня, они дадут мне возможность получить воздаяние” – являются одной из хитростей нафса и эгоизма.

О алчный к потусторонним наградам и неудовлетворённый в делах, относящихся к Иному миру человек! Приходили некоторые пророки, за которыми кроме нескольких человек не следовал никто, но тем не менее за ту святую пророческую обязанность они получили неисчислимую награду. Значит знание дела состоит не в том чтобы иметь множество последователей, а знание дела – в обретении довольства Аллаха. Ты кто такой будешь, что с такой жадностью говоря: “Пусть все слушают меня”, – забыв о своих обязанностях, вмешиваешься в дела Аллаха? Побудить людей принять и собрать их вокруг тебя является делом Всевышнего. Исполняй свою обязанность, а в дела Аллаха не вмешивайся.

И для говорящего правду и истину, заработать награду дают возможность не только люди, слушающие его. Истинный Владыка заполнил Вселенную разумными созданиями, духами и ангелами, оживил ими все её стороны. Если ты желаешь много воздаяний, то возьми за основу искренность и думай лишь о довольстве Всевышнего. Дабы каждое благое слово, сошедшее с твоих уст и находящееся в воздухе, с искренностью и чистым намерением обрело жизнь, стало одушевлённым и, дойдя до слуха бесчисленных обладателей разума, осветило их, и дало тебе возможность заработать награду Иного мира.

Потому что, к примеру, ты сказал: «Альхамдулиллях», это слово, по воле Аллаха записывается в воздухе в виде миллионов больших и маленьких слов «Альхамдулиллях». Поскольку Наккаши Хаким (Мудрый Художник) не делает ничего излишнего и пустого, то для того, чтобы слушать эти многочисленные благословенные слова, Он создал такое же множество ушей.

И если эти находящиеся в воздухе слова с искренностью и чистым намерением обретут жизнь, то каждое из них дойдёт до слуха тех духовных существ словно некий приятный насладительный плод.

Если же довольство Аллаха и искренность не дадут жизнь тем словам, то их и не будут слушать. Награда же ограничится лишь словом, находящимся во рту. Пусть услышат это хафизы (знающие Коран наизусть), которые по причине некрасивости их голосов, печалятся от малого количества слушателей!

ЧЕТВЁРТАЯ ПРИЧИНА

Как разногласия людей истины происходят не от необдумывания результатов и не от недальновидности, так и причина преданного союза заблудших лежит не в предусмотрительности и не в высоком дальновидном взгляде.

Скорее, люди истинного пути, под влиянием истины и справедливости, не поддаваясь слепым чувствам нафса, последовали за дальновидностью сердца и разума, но от того, что вместе с тем они не смогли сохранить прямодушия и искренности, то впали в разногласия и не в силах удержать ту высокую степень.

Заблудшие же люди, под влиянием нафса и желаний, по требованию слепых и не видящих результата чувств, предпочитающих пудовому наслаждению в будущем – трёхграммовое сиюминутное удовольствие, ради скоротечной прибыли и незамедлительного наслаждения преданно и страстно объединяются друг с другом. Да, скопившись вокруг мирских, сиюминутных наслаждений и выгод, низкие и бессердечные себялюбцы преданно объединяются и образуют союз.

Люди истины же, тогда как с высокими правилами сердца и разума они обращены к будущим потусторонним, вечным плодам и совершенствам; и могли бы хранить основательное прямодушие, полную искренность и весьма самоотверженные союз и согласие; но из-за того, что они не смогли избавиться от эгоизма, и из-за падений в крайности, потеряли союз, являющийся источником сил, и к тому же, это разрушает искренность и наносит ущерб делам вечности, а также при этом теряется возможность легко обрести довольство Аллаха.

Лекарством и мазью от этой серьёзной болезни, исходя из тайны смысла “Аль хуббу филлах” (любовь ради Аллаха), являются следующее:

– Нужно гордиться дружбой с людьми, следующими по пути истины;

– И идти за ними;

– И честь быть руководителем отдавать им;

– И с вероятностью того, что кем бы ни был тот, кто находится на пути справедливости, он может оказаться намного лучше тебя, отказаться от высокомерия и обрести искренность;

– И осознав, что трёхграммовое благое дело, совершённое с искренностью, перевесит пудовые дела, совершённые без искренности;

– И предпочитая начальствованию (которое является причиной ответственности и опасности) подчинённость, спастись от той болезни, обрести искренность и, как положено, исполнить свои обязанности связанные с вечностью.

ПЯТАЯ ПРИЧИНА

Также, как разногласия и разобщённость людей истины не являются следствием слабости, так и сильный союз заблудших не является следствием силы.

Скорее, как разрозненность людей истины исходит от силы, возникающей от обладания точкой опоры, которая имеется в совершенной вере; так и союз беспечных и заблудших исходит от слабости и бессилия, которые возникают от того, что сердцем они не нашли никакой точки опоры.

Оттого, что слабые нуждаются в союзе, они крепко сплачиваются. Союз же сильных, оттого, что они не слишком чувствуют в нем нужду, слаб. Например, львы и лисы, поскольку они не нуждаются в союзе, живут поодиночке. Дикие козы же, для того, чтобы спастись от волков, образуют некое стадо.

Значит, как общество слабых и их духовная личность являются сильными (Примечание), так и общество сильных и их духовная личность – слабы.

На эту тайну изящно указывает Коран одним своим тонким пунктом, который об обществе женщин повелел: 

وَ قَالَ نِسْوَةٌ فِى الْمَدٖينَةِ

«И сказали женщины в городе…» (Коран, 12:30).

И хотя в этом предложении фигурирует удвоенный женский род, в нём пожалован глагол мужского рода (кале); а в аяте:

قَالَتِ الْاَعْرَابُ  «сказали бедуины…» (Коран, 49:14) –  об обществе мужчин говорит глаголом женского рода (калет), чем тонко указывает, что:

Общество слабых, кротких и мягких женщин обретает силу, набирает жёсткость и мощь, с чем приобретает некую разновидность мужественности. А поскольку это требует глагола мужского рода, то это прекрасно совпало с выражением аята: 

وَ قَالَ نِسْوَةٌ 

«…сказали женщины…» (Коран, 12:30).

Мужчины же, особенно если это арабы-бедуины, оттого что они полагаются на свою силу, то их общество ослабло и обрело осторожный и мягкий образ, с чем облеклось в некую разновидность женского образа. Это же требует глагола женского рода, и выражение аята:

قَالَتِ الْاَعْرَابُ  «сказали бедуины…» с глаголом женского рода, стало полностью уместным.

Да, с упованием и смирением, исходящими от веры в Аллаха, которая является очень сильной точкой опоры, люди истины не желают и не просят от других ни помощи, ни поддержки. А если и попросят, то не будут навязываться всей душой. Мирские же люди, оттого что в делах этого мира к своей истинной точке опоры проявили беспечность, то впав в слабость и бессилие, чувствуют крайнюю нужду в помощниках, отчего преданно, даже самоотверженно объединяются.


Примечание: Это наше утверждение усиливает то, что среди европейских комитетов самым влиятельным, и в некотором роде самым сильным, является американский комитет защиты женских прав и свобод, состоящий из слабых и нежных представительниц прекрасного пола, а также то, какую сильную самоотверженность проявил комитет армян, которые среди народов являются малочисленными и слабыми.

Таким образом, оттого что люди истины не задумывались об истинной силе находящейся в союзе и не искали её, то получили несправедливый и вредный результат, коим являются разногласия. Несправедливые же заблудшие, поскольку посредством своей слабости они почувствовали силу союза, то обрели его, с чем получили очень сильное средство для достижения цели.

Итак, мазью и лекарством от этой несправедливой болезни разногласий людей истины, является строгий Божественный запрет находящийся в аяте: 

وَلَا تَنَازَعُوا فَتَفْشَلُوا وَتَذْهَبَ رٖيحُكُمْ 

«…и не препирайтесь, а то ослабеете и уйдёт ваша мощь…» (Коран, 8:46).

А также необходимо взять за правило действий Божественное повеление заложенное в аяте:

وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوٰى  «…И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности…» (Коран, 5:2),  которое несёт большую мудрость для жизни общества и, задумавшись о том какой вред для Ислама несут разногласия и в какой степени они облегчили заблудшим победу над людьми истины, необходимо с совершенной слабостью и бессилием, самоотверженно и преданно присоединяться к каравану этих людей истины; забыв о своём личном, спастись от лицемерия и фальши, с чем обрести искренность.

ШЕСТАЯ ПРИЧИНА

Подобно тому как разногласия людей истины не являются следствием их подлости, неусердности и равнодушия, так и искреннее объединение заблудших и беспечных мирских людей в делах касающихся этого мира, не исходит от доблести, преданности и усердия.

Скорее оттого что люди истины большей частью думают о выгодах принадлежащих Иному миру, их усердие, преданность и доблесть рассеялись на те важные и многочисленные вопросы. Поскольку они не вкладывают своё время, которое является истинным капиталом, в один какой-либо вопрос, то их союз с единомышленниками не укрепляется. Потому что вопросов много, и круг (единомышленников по ним) также широк.

Беспечные же мирские люди, оттого что думают лишь о жизни в этом мире, то всеми своими чувствами, душой и сердцем, в неком яростном виде вцепляются в то, что касается этой мирской жизни, а также крепко хватаются за тех, кто помогает им в этих вопросах. И на вопросы не стоящие с точки зрения истины и пяти копеек, за которые люди истины не дадут и десяти копеек, они, – подобно одному сумасшедшему ювелиру, который платил по пять лир за пятикопеечные куски стекла, – тратят своё время, имеющее цену в пятьсот лир. Конечно заплатив такую цену и так страстно вцепившись (пусть даже на ложном пути), – вследствие присутствия преданной искренности, в этих вопросах они получают успех и одерживают вверх над людьми истины. В результате чего люди истины, впав в унижение, осуждение, притворство и лицемерие, теряют свою искренность. И становятся вынуждены заискивать перед некоторой частью тех подлых, безразличных и равнодушных мирских людей.

О люди истины! О любящие справедливость люди шариата, хакиката и тариката! Перед этой ужасной болезнью разногласий, не глядя на ошибки и недостатки друг друга, закройте на них глаза! Обретите благовоспитанность с воспитанием Фуркана:

 وَاِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا «…а когда проходят мимо пустословья, проходят с достоинством» (Коран, 25:72).  И во время нападения внешних врагов, считая оставление внутренних споров и спасение людей истины от падения и унижения своей самой первой и самой важной обязанностью, касающейся вечной жизни; и объединившись, по-братски, с любовью и взаимопомощью, что строго повелевается сотнями аятов и хадисов, всеми своими чувствами более страстно чем мирские люди объединяйтесь с единоверцами и единомышленниками, то есть, не впадайте в разногласия. Говоря: “Чем заниматься этими мелкими вопросами, лучше своё очень дорогостоящее время потрачу на такие ценные вещи, как зикр и осмысление”, – не ослабляйте союза, отдаляясь от него.

Так как то, что в этой духовной борьбе вы посчитали мелким, – может оказаться очень большим. Подобно тому, как нахождение одним солдатом в течение одного часа на карауле, который входит в важные и особые условия, порой становится подобным одному году поклонения, так и в это время поражения людей истины, один твой ценный день, потраченный на один маленький вопрос, касающийся этой духовной борьбы, словно час того солдата, может обрести тысячекратную цену. Один день может стать тысячью днями.

И поскольку это делается ради довольства Аллаха, то не важно большое это дело или маленькое, ценное или не очень. На пути довольства Аллаха и искренности частица становится подобной звезде. Не нужно смотреть на сущность средства, нужно смотреть на его результат. А поскольку результатом является довольство Аллаха, а закваской – искренность, то это дело не маленькое, оно большое.

СЕДЬМАЯ ПРИЧИНА

Подобно тому, как разногласия и соперничество людей истины не исходят от зависти и жадности к этому миру, так и союз мирских и беспечных людей исходит не от великодушия и высоких нравов.

Скорее оттого что люди истины не смогли полностью сохранить исходящие от истины высокие нравы, возвышенные стремления и соревнование, похвальное на пути истины, и поскольку они в некоторой степени совершили злоупотребление, причиной которому было вхождение неспособных людей, то впав в сопернические разногласия, они нанесли серьёзный вред и себе, и исламскому обществу.

Беспечные же и заблудшие люди для того, чтобы не потерять свою выгоду, в которую они влюблены и для того, чтобы не обижать своё начальство и друзей, которых они любят ради той выгоды; по причине униженности, трусости и инертности, искренне объединяются со своими непременными товарищами – даже если те являются не заслуживающими доверия, низкими и вредными людьми; и те, кто собрался вокруг выгоды, в каком бы это ни было виде, преданно объединяются со своими сотоварищами. И, как результат преданности, они извлекают из этого пользу.

Итак, о охваченные несчастьем и впавшие в разногласия люди истины и обладатели правды! В это время несчастий оттого, что вы потеряли искренность и не сделали своей единственной целью лишь довольство Аллаха, то стали причиной унижений и поражения людей истины. В делах касающихся религии и вечной жизни не должно быть, и с точки зрения истины не может быть ни соперничества, ни зависти, ни ревности.

Потому что зависть и ревность возникают тогда, когда к одной-единственной вещи протягиваются много рук, много глаз устремлены на одно место, или когда один кусок хлеба желаем многими животами. Через споры, трения и состязания это становится причиной впадения в зависть, а затем в ревность. Поскольку в этом мире на что-либо одно-единственное имеется много претендентов, и поскольку этот мир, вследствие своей узости и временности, не в состоянии удовлетворить бесконечные человеческие желания, люди впадают в соперничество. Но только с сообщением о том, что в Ином мире одному лишь человеку будут пожалованы Райские сады, обширностью в пятьсот лет (Примечание), и дарованы семьдесят тысяч дворцов и гурий и, что каждый обитатель Рая в совершенном удовлетворении будет доволен своей долей, указывается на то, что в Ином мире нет ничего, что могло бы стать причиной для соперничества, а также и самого соперничества быть не может. А раз так, то не может быть соперничества и в благодеяниях относящихся к Иному миру; он не является местом ревности. Тот же, кто ревнует – или лицемер, который под видом благодеяний преследует мирские цели, или же – верный невежда – не знает, к чему обращены благодеяния и не постигает, что душой и основой благих дел является искренность. Неся под видом соперничества некий вид враждебности к святым людям, упрекает обширную Божественную милость.


Примечание: Один важный вопрос с одной серьёзной стороны: В преданиях повествуется, что в Раю одному человеку будет дарован Райский сад, расстоянием в пятьсот лет пути. Каким образом эта истина может уложиться в мирском разуме?

Ответ: Также как в этом мире у каждого есть свой особый и временный мир, размером со всю Вселенную. И опорой этого мира является его собственная жизнь. Своими внутренними и внешними чувствами он пользуется этим миром и говорит: “Солнце – моя лампа, а звёзды – мои свечи”. И присутствие других созданий и одушевлённых существ не мешает этому человеку быть хозяином и даже, наоборот, они украшают и оживляют его личный мир. Точно также (но только тысячекратно выше), для каждого верующего, кроме своих личных садов, в которых есть тысячи дворцов и гурий, от всеобщего Рая имеется по одному особому раю, обширностью в пятьсот лет. В соответствии с развитием своих чувств и ощущений, он пользуется им в виде, достойном Рая и вечности. Соучастие других же, как не мешает ему пользоваться и хозяйствовать, также и придаёт силы, украшает тот особый и обширный рай.

Да, подобно тому, как в этом мире некий человек извлекает пользу своим ртом, ушами, глазами, наслаждениями и вкусом, и другими чувствами от некоего одночасового сада, однодневного места прогулки, одномесячного края и одногодового места созерцаний; точно также обоняние и вкус данные в этой тленной стране и пользующиеся лишь неким одночасовым садом, в той вечной стране будут пользоваться садом годовым. И такие чувства как зрение и слух, которые здесь могут пользоваться лишь одногодовым местом созерцаний, там же извлекают пользу от путешествия по месту созерцаний, протяжённостью уже в пятьсот лет, в достойном той великой, целиком и полностью украшенной стране виде. И каждый уверовавший, своими чувствами, расширившимися и развившимися в зависимости от его степени наград и благ, заработанных в этом мире, там получает удовольствие, наслаждается и извлекает пользу.

Один случай, подтверждающий эту истину:

Один из наших старых товарищей питал враждебность к другому человеку. Однажды, в его присутствии, того человека стали восхвалять и описывать, как человека благодетельного и даже святого. Он же при этом не стал ревновать и не опечалился.

Затем кто-то сказал:

— Этот твой враг смел и силён.

После чего мы увидели, что у того человека проснулись чувства ревности и соперничества.

Мы сказали ему:

— Святость и благодеяния – это некая сила и величие, подобная бриллиантам бесконечной вечной жизни. Но эти его качества не пробудили в тебе ревности. Мирская же сила есть у быка, а смелость – у хищника, а вместе с тем в сравнении со святостью и благодеянием они подобны осколку простого стекла в сравнении с алмазом.

На что тот человек сказал:

— В этом мире мы оба устремили свой взгляд на одно место, на одну степень. Вещи же, подобные смелости и силе, являются ступенями для подъёма туда. Поэтому я стал ревновать. Степени Иного мира же бескрайние. Если здесь он мне приходится врагом, там же может быть моим искренним и любимым братом.

О, люди хакиката и тариката! Служение истине подобно несению и хранению великого и тяжёлого сокровища. Чем больше сильных рук прибудет на помощь тем, кто несёт его на своих плечах, тем больше они будут довольны и рады. Пусть ревность останется в покое; в то время, когда необходимо с искренней любовью, гордо аплодировать силе тех пришедших, которая является гораздо большей, чем своя, и их намного большему влиянию и их помощи, почему же на этих истинных братьев и самоотверженных помощников смотрят как на соперников, отчего теряется искренность? Оказавшись обвинёнными в ваших обязанностях, вы на взгляд заблудших, которые находятся на сто степеней ниже вас и ваших принципов, попадаете под такое ужасное обвинение, как: “зарабатывание мирских целей посредством религии”, и “добыча пропитания с помощью знания истины”, и “соперничество на пути жадности и алчности”.

Единственным спасением от этой болезни является следующее: считать виноватым себя (свой нафс) и быть сторонником не своего нафса, а своих единомышленников… Между учёными “науки о приличиях” и “науки о диспутах” существует следующее правило совести и справедливости: “Тот, кто являясь сторонником того, чтобы во время диспута его слово оказалось справедливым, обрадуется тому что он оказался прав и будет доволен тем, что его оппонент оказался несправедливым и неправым – то он является бессовестным и бездушным”. А также это вредно для него. Потому что, оказавшись правым, на том диспуте он не узнал ничего нового из того, чего не знает. Скорее, с вероятностью впасть в высокомерие, он может навредить себе.

Если же правда окажется на стороне его оппонента, то он без вреда познав незнакомый вопрос, извлечёт для себя пользу и спасётся от гордыни своего нафса. Значит справедливый правдолюбец ради истины разрушает желания своего нафса. Если увидит правду на стороне оппонента, то и тогда удовлетворённо приняв, становится её сторонником, и будет доволен.

Таким образом, если люди религии, хакиката, тариката и богословия примут это правило для себя путеводителем, то обретут искренность. И преуспеют в своих обязанностях, касающихся вечности. И по милости Аллаха спасутся от этого катастрофического падения и от нынешних несчастий.

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

«…Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый» (Коран, 2:32).