Бадиуззаман

Бергсон, в одной из своих последних книг, называемой “Два источника нравственности и религии”, пишет, что особенно нравственность, опустившуюся в человеческом обществе, только религиозные, чистосердечные личности могут поднять до уровня высокого идеала.

Это мнение бесчисленными примерами постоянно подтверждалось в общечеловеческой и мусульманской истории. Вообще, в связи с тем что придерживающееся этой основы искусство воспитания, опирающееся на психологию, следуя традиционному пути, направляет поколения дающие новые ветви к подражанию людям способным быть такими образцами, то в бывшие до нас времена, оно воспитало людей намного более счастливых, чем мы.

Бадиуззаман, в каком бы обществе и времени он ни жил, является одной из тех чистых и исключительных личностей, хранящих качества образцового человека, о которых мы сказали выше. Разные предатели родины и враги народа, скрыто выращенные шпионскими руками для истребления турецкой нации, и избравшие своим ремеслом ежеминутное надувательство и обман народа, с давних пор обрекли жизнь этой чистой личности на постоянное давление. Мы спрашиваем (Однако, у кого спрашиваем? И что ждём от этого вопроса?): Когда Патриархи Фенера в Стамбуле, которые на протяжении всей нашей истории, при каждом удобном случае доказывали свою самую страшную и безжалостную враждебность, правят в помпезных дворцах, Бадиуззаман, несущий в своей плоти и сердце многовековое служение этой дорогой земле, (по праву, как минимум тысячелетнего владения), разве не имеет права на жизнь хотя бы как простой привратник этого очага смуты?

Если в руках мы держим книги, чтение которых уносит нас в мысленное и духовное путешествие, то кто из нас сможет выдержать, когда на место, почитаемое нами как святое, совершают нападение, вламываются в нашу комнату, вырывают у нас из рук и забирают наши книги? Такое не может произойти даже в Испании, наиболее отсталой из всех стран, считающихся носительницами современной цивилизации, которым, якобы, у нас подражают. Если даже и произойдёт, то больше никогда не повторится.

Нам отвратительно плохое обращение с личностью Бадиуззамана, которое в последнее время совершенно ухудшилось, и отвратительны те, кто так поступает с этим чистым и высоким человеком, украшенным знанием, моралью, добродетелью и приличием. В эти, настолько тёмные для турков дни, когда грязь аморальности словно потоп разливается во все стороны, удушая всякую добродетель, мы находим утешение, видя, как его благодатный свет, неудержимо передаётся от сердца к сердцу. Наши ночи слишком потемнели, но когда ночи слишком темнеют, скоро приходит рассвет.

اِنَّ اللّٰهَ مَعَ الصَّابِرٖينَ

Поистине, Аллах с терпеливыми” (Коран 2:153; 8:46).

Джавдет Сезер

* * *

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ

Во имя Него, Пречистого!”

Наш очень дорогой, очень благословенный, очень добрый и очень любимый глубокочтимый Устаз!

Внимательно и вдумчиво читая “Рисале-и Нур”, благодаря вашим стараниям и молитвам, мы понимаем, что собрание этих великих произведений является ключом, раскрывающим тайны этой Вселенной и разрешающим её загадки, а также великим наставником (муршидом) и путеводителем настоящего и будущего. Да, о наш глубокочтимый Устаз! Каждый обладатель разума, читающий “Рисале-и Нур”, понимает, что “Рисале-и Нур” спасёт мысли этого и следующего века от мрака, он осветит и направит человечество к истине.

Рисале-и Нур написан не только для этой страны и этого народа (Турции – прим. пер.), он является сборником, дающим ответы на вопросы и нужды всего человечества. Сегодня для человечества, сотрясающегося среди невиданных в истории бед и несчастий, нет другого выхода, кроме как ухватиться за “Рисале-и Нур”, как за спасителя и, не взирая ни на что приобрести эти книги и внимательно и вдумчиво читать их. Каждый из читающих “Рисале-и Нур” осознаёт эту истину.

Если бы мы имели возможность, то, выйдя туда, где бы нас видела вся Вселенная, мы на всю Вселенную объявили бы об этой истине. Но, поскольку достичь этого мы не в состоянии и, поскольку эту мировую значимость “Рисале-и Нур” мы осознали благодаря усилиям нашего Устаза, то мы будем каждый день и каждый час, постоянно и непрерывно, не тратя попусту даже минуты читать эти книги, являющиеся сокровищницей света и спокойствия, источником знания и совершенства, и, иншааллах, будем трудиться ради этого день и ночь. Но достичь успеха в этом, также как и во всех наших делах, мы можем лишь с молитвами нашего великого Устаза.

И ещё, ясным и очевидным является то, что каким бы человек не был учёным ему необходимо быть учеником “Рисале-и Нур” и его автора, он нуждается в изучении “Рисале-и Нур”. Если же поступит беспечно и, подчинившись своей гордыне, не будет читать эти книги, то лишит себя многого.

Мы же не в состоянии описать, какую мы испытываем благодарность и признательность к этому Господнему служителю, являющемуся спасителем человечества и находящемуся впереди миллиардов людей, за осознание нами той великой истины. Опять же с вашими молитвами и стараниями, мы поняли, что мы не в силах отплатить даже малую часть той пользы, которую получили лишь из одной строки этого необыкновенного произведения “Рисале-и Нур”, являющегося духовным чудом Благородного Корана. Поэтому мы решили, что можем лишь обращаться к Аллаху со следующей просьбой:

“О Господи! Сохрани от покушений угнетателей и врагов нашего любимого и доброго Устаза, который с бесподобным произведением “Рисале-и Нур” одарил нас таким ключом сокровищницы истин, которая спасает нас от вечного одиночного заточения и направляет к миру постоянного и нескончаемого счастья! Дай постоянный успех его служению Корану и вере! Даруй ему долгую жизнь в добром здравии!”

Да, наш глубокочтимый Устаз! Мы, группа студентов, удостоенные великого блага внимательно и вдумчиво читать “Рисале-и Нур”, не по причине доброго мнения о вас и не по предположениям, а в истинном и проверенном виде, с несокрушимой научной силой веры, уверены в том, что Бадиуззаман, по милости Аллаха, получит успех в устранении безверия и атеизма, которые стали причиной для невиданного до сих пор на земле ужаса и дикости. Эта наша убеждённость основана не на наивности или предположениях, а на научных и аргументированных исследованиях. Поэтому, сердце даже того, кто не согласен, подтвердит эту истину.

Просим вас молиться за нас и быть к нам милостивым, дабы мы были самоотверженно преданными служению Корану и вере. Читали и переписывали “Рисале-и Нур”, не теряя даже минуты, и обрели полную искренность.

От имени учеников “Рисале-и   

Нур”  ‒ студентов университета

  Абдульмухсин.                   

* * *

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ

Во имя Него, Пречистого!”

Наш очень благословенный Устаз!

Во-первых, все, взятые нами в прошлый раз книги “Рисале-и Нур”, разошлись. Искатели света возрадовались. Те, кому суждено, спешат к “Нуру”. Согласно истине:

مَنْ طَلَبَ وَ جَدَّ وَجَدَ  Кто захочет и постарается, тот обретёт” сердца ищущие “Нур” находят его. Все тридцать четыре экземпляра “Слов”, привезённых в этот раз нашим братом Зиёй, ушли “нарасхват”. “Посох Мусы” распространяется в Анкаре и в Анатолии.

……………………………………

Даже те, кто не видят блистания “Рисале-и Нур”, являются его сторонниками. То, что медресе “Рисале-и Нур” расширится в масштабах Анатолии и всего исламского мира, мы поняли из возвышенности его истин и из нерушимого братства, обретающего существование между простыми верующими и учеными, внимательно и осмысленно читающими эти книги. Эта величественная деятельность “Медресет’уз-Зехра” протекает также беззвучно, бесшумно, без помпезности и показухи, очень скромно, но в то же время грандиозно, как величавое воскрешение, вершимое Создателем на земной поверхности весенней порой. Нетерпеливый по своему естеству сын Адама, не думая о действующих в мире Божественных законах, желает сразу получить результат. Бросив свои обязанности в своём маленьком кругу, устремляется к большим кругам.

Истинно верующие личности, засеянные “Рисале-и Нур” и созревшие сейчас, иншааллах, в ближайшее время станут в исламском мире примером для подражания и покажут свет истинного пути.

От имени учеников “Нура” 

из университета Анкары   

Абдуллах                  

* * *

Письмо, написанное Устазу одним большим богословом, обладающим просветлённым сердцем и удостоившимся великого блага распространять “Нур” в Анкаре.

Обладатель искренности, света, совершенства, наставничества, великий борец за веру Бадиуззаман!

Весь мир, ангелы, Престол и Трон, Скрижаль и Перо, Земля и Небеса, вся вселенная, люди и джинны, а также зарубежные носители человечности и Ислама, вместе с этим бессильным рабом Аллаха, являемся непрестанными и постоянными свидетелями того, как вы, бросившись ради Аллаха на арену бедствий и испытаний, до сей поры с непрестанным рвением и усердием, в очень тяжёлых условиях, день и ночь, перед Всевышним и перед людьми, с присущими вам особой силой знания, совершенства, просвещения и наставления стараетесь защитить и сохранить “права людей и Всевышнего” (хукукуибад и хукукуллах).

Наш светоносный Бадиуззаман! Ваш покорный слуга – я всей душой и сердцем, Ваш друг. Эти мои дружеские чувства не из тех преходящих, обречённых на исчезновение чувств. Подобно нашей дружбе в извечном “Базм-и Аляст” и духовном мире, в нашем явном мире, почти полвека изучая и следя за вашими состояниями, высказываниями и поступками, за постигшими вас за это время бедами, испытаниями и лишениями в периоды самодержавия, конституционной монархии и республики; наблюдая за Военным Трибуналом и другими судами, судившими вас в разное время в очень тяжёлых для вас условиях; за сражениями и схватками на полях войны и научных диспутов с подобными вам и с теми, кто превосходил ваших сверстников, за распространёнными вами сильными и красивыми произведениями, за вашими исполненными искренности благодеяниями и светлыми идеями, за вашим малым и большим джихадом, полученные мной уроки мудрости постоянно укрепляли мои дружеские чувства к вашей совершенной личности, доводя их до восхищения и любви. С этим воодушевлением и любовью, со времен Султана Хамида я со своими муравьиными усилиями серьёзно старался, стараюсь и буду стараться, исполняя духовные и материальные обязанности дружбы, охранять и защищать ради довольства Аллаха Ваши личные и общественные права и права учеников Нура. Об этом моём состоянии известно Аллаху, народу и солидной части учеников Нура.

Иншааллах, с Божьей помощью и с поддержкой Мухаммада (Мир Ему и Благо), в большой и малой борьбе нашего необычного времени с вашей бесподобной искренностью скоро правда одержит победу над ложью. Человеческий мир обратится к Исламу, и цивилизация Мухаммада (Мир Ему и Благо) взойдёт в своём полном великолепии. Все мы, люди и джинны, ангелы и духи отпразднуем это великим праздником. И мы постоянно молим Божественную милость дать нам в полном здравии увидеть этот всемирный праздник. И да исполнит Аллах наши молитвы из уважения к Своему Великому Любимцу! Амин и ещё раз амин!

Мой очень благословенный, сердечный, задушевный друг! Не знаю, помните ли вы вашего покорного слугу? На всякий случай напомню: Когда на родине повсюду шла национально освободительная война, и вам пришло более восемнадцати приглашений от разных лиц для совместного продолжения борьбы в Анкаре, я тот ваш старый друг – Осман Нури из Анкары – бывший тогда одним из войсковых муфтиев, с которым вы изволили встречаться в своём жилище в Стамбуле, чтобы посоветоваться, отвечать ли вам на те приглашения или нет. В то время я был назначен в муфтият Министерства Обороны. Около 25 лет я прослужил там муфтием и три года назад ушёл в отставку. Сейчас проживаю в своём доме в Анкаре. Провожу время в мольбах за вас и за других носителей человечности и Ислама. Больше всего мне хочется того, чтобы, пока не умер, глазами этого мира повидать вас и побеседовать ради Аллаха. Желаю этого всей душой и сердцем.

Мой дорожайщий друг! С глубочайшим уважением и почтением мы воодушевленно приветствуем и помним вас и ваших светлых учеников. Молим Всевышнего и Пречистого Аллаха, чтобы они и вы были счастливы в обоих мирах. Скучая по вам, целую ваши очень благословенные руки, нуждаюсь в ваших искренних молитвах и жду ответа. Вверяю вас Аллаху, наш единственный Хазрат, обладающий светом, решимостью, волей и наставничеством.

اَلْبَاقٖى هُوَ اللّٰهُ

Он Вечный, Он Аллах”.

Ваш бедный,           

ничтожный друг и слуга

Осман Нури           

* * *

Отъезд Устаза в Эмирдаг

После освобождения из Афьёнской тюрьмы, Устаз Саид Нурси, с находящимися при нём учениками отправился в Эмирдаг. Там он прожил около двух лет. Во время месяца Мухаррама 1371-го года он приехал в Эскишехир и около полутора месяцев пробыл там в отеле “Йылдыз”. Этот приезд Устаза был очень знаменательным. Вплоть до 1950 года он никуда не выезжал из мест ссылки, ему на это не давали разрешения. Долгое время он не мог бывать даже в близлежащих сёлах.

В Эскишехире Устаз встретился с любящими его учениками, побеседовал с новыми и свежими плодами “Рисале-и Нур” – молодыми учениками Нура, и в некоторой степени поучаствовал в общественной жизни. Его ученики во множестве появились во всех слоях населения, и очень много их появилось среди военнослужащих, особенно среди лётчиков. Каждый из них стал верующим и обладателем высокой нравственности, носителем исламского мужества, искренности и сердца исполненного любви к Пророку, мирового служения Исламу и отечеству.

* * *

Через некоторое время Устаз отправился из Эскишехира в Испарту и пробыл там около семидесяти дней. В это время старательные Стамбульские ученики напечатали “Путеводитель для молодёжи”. По этой причине на Устаза было заведено дело и его вызвали на суд в Стамбул.

Будучи в Испарте и Стамбуле, Устаз написал повествования о Единобожии (таухиде), распространяемые под названием “Ключ к миру Света”. Он отправил их своим ученикам в виде письма. Каждое из этих повествований представляет собой очень ценную сокровищницу Единобожия.

* * *