ПЕРВАЯ ТЕМА СЕМНАДЦАТОГО СЛОВА

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اِنَّا جَعَلْنَا مَا عَلَى الْاَرْضِ زٖينَةً لَهَا لِنَبْلُوَهُمْ اَيُّهُمْ اَحْسَنُ عَمَلًا ۞ وَاِنَّا لَجَاعِلُونَ مَا عَلَيْهَا صَعٖيدًا جُرُزًا ۞

وَمَا الْحَيٰوةُ الدُّنْيَا اِلَّا لَعِبٌ وَلَهْوٌ ۞

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

«Воистину, всё, что есть на земле, Мы сделали украшением для неё, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше. ● Воистину, всё, что есть на земле, Мы превратим в безжизненный песок» (Коран, 18:7-8). ● «Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха…» (Коран, 6:32).

Милостивый Создатель, Щедрый Кормилец, Мудрый Творец, сотворив этот свет для мира душ и духовных созданий как некий праздник и как некое торжество, украсил его удивительными узорами Своих имён, и каждую душу — малую или большую, высокую или низкую — одел в соответствующее ей тело, оснащённое разными чувствами, с помощью которых душа могла бы пользоваться на этом празднике разнообразными бесчисленными благами и дарами. Он даровал ей телесное бытие и отправил на это зрелище.

Также, поделив этот весьма широкий, с точки зрения времени и пространства, праздник, на такие части, как столетия, годы, сезоны и даже дни, Он сделал каждый век, каждый год, каждый сезон и даже, в некотором смысле, каждый день и каждую часть света отдельным высоким праздником и своеобразным торжественным парадом для каждого рода одушевлённых созданий и растительных творений. И особенно на поверхности земли, особенно весной и летом, для родов маленьких творений созданы настолько пышные, следующие друг за другом, праздники, что духовные существа и ангелы, находящиеся на высоких уровнях, видят в этом привлекательность, притягивающую их взоры. И для мыслящих людей это становится настолько приятным размышлением, что разум не в силах описать!

Однако на том же Божественном угощении и на том же Господнем празднике, против проявлений таких имён Аллаха, как Всемилостивый и Дающий жизнь, выходят такие Его имена, как Сокрушающий и Дающий смерть, неся с собой разлуку и смерть. Внешне это не соответствует всеохватной милости, выраженной в аяте:

وَسِعَتْ رَحْمَتٖى كُلَّ شَىْءٍ

«Моя милость объемлет всякую вещь» (Коран, 7:156).

Но в действительности есть несколько сторон, соответствующих этому. Одна из них такова, что Щедрый Творец, Милостивый Создатель, по завершении торжественного парада каждого рода созданий и после проявления результатов, которые были целью того парада, милосердно внушает большинству созданий отвращение к этому миру и усталость от него, дарует им желание отдохнуть и уйти на покой в другой мир, а во время освобождения от обязанностей жизни — пробуждает в их душах склонность и стремление к переселению на истинную Родину.

И подобно тому как бесконечная милость Всемилостивейшего дарует простому рядовому, погибшему в битве при исполнении воинского долга, степень шахида и награждает принесённого Ему в жертву барана, давая ему на Том Свете материальное вечное тело и делая его для своего хозяина подобным Бураку средством передвижения по мосту Сырат, точно так же этой неиссякаемой сокровищнице милости соответствует то, чтобы у неё и для других одушевлённых существ, для других животных, которые гибнут при исполнении своих естественных обязанностей, порученных Господом, и которые подчинены Божественным повелениям и испытывают сильные тяготы, находились бы соответствующие их службе духовные поощрения и соответствующие их способностям духовные награды, дабы они не слишком страдали от ухода из этого мира, а скорее были бы довольны.

لَا يَعْلَمُ الْغَيْبَ اِلَّا اللّٰهُ

«Никто не знает скрытого, кроме Аллаха.» (Коран, 27:65)