ДВЕНАДЦАТОЕ ПИСЬМО

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

   اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَ عَلٰى رُفَقَائِكُمْ

Во имя Аллаха, который пречист от всех недостатков! “…Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой…” (Коран, 17:44). Мир вам и вашим друзьям!

Мои дорогие братья!

Прошлой ночью вы задали мне вопрос, но я на него не ответил. Потому что затрагивать вопросы веры в спорном виде не позволительно. Вы же спорили. Теперь я в очень сжатом виде напишу ответ на три вопроса, составляющих основу того вашего спора. Подробное разъяснение найдёте в “Словах”, названия тем которых записал аптекарь. Я не вспомнил и не сказал вам только о “Двадцать шестом Слове”, касающемся предопределения и индивидуального выбора. Его посмотрите тоже. Однако не читайте как газету. Смысл того, что я рекомендовал аптекарю изучить те “Слова”, состоит в том, что эти сомнения в тех разных вопросах исходят от слабости убеждения в столпах веры. “Слова” же полностью доказывают эти столпы.

ВАШ ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Какова мудрость того, что Адам (мир ему) был изгнан из Рая, и часть его потомков попадут в Ад?

ОТВЕТ. Мудрость – в наделении обязанностью. Он отправлен, будучи служителем такой великой обязанности, результатом которой явилось все духовное развитие человечества, раскрытие и разрастание всех человеческих способностей, и отражение человеческой сутью всех имён Аллаха. Если бы Адам (мир ему) остался в Раю, то его степень, как у ангела, осталась бы неизменной, и человеческие способности тогда бы не раскрылись. Однако ангелов, чья степень постоянна, многочисленно. Для такого вида поклонения в человеке нужды нет. И поскольку Божественная мудрость сделала некое место испытаний необходимым для человеческих способностей, которые развиваются по бесконечным степеням, то, в отличие от ангелов, он был выведен из Рая за известный грех, являющийся необходимостью человеческого естества. Следовательно, изгнание Адама (мир ему) из Рая содержит в себе большую мудрость и полностью соответствует милости. А также и вхождение в Ад неверующих является заслуженным и справедливым.