Второе пламя

Состоит из “Трёх вспышек”.

Первая вспышка. По свидетельству тысяч таких выдающихся имамов стилистики, риторики и изложения, как Земахшери, Секкаки, Абдулкахир Джурджани и других, во всём содержании Чудоизлагающего Корана ясно и несомненно видна блестящая выразительность, удивительная целостность, твёрдая взаимосвязь, прочная соразмерность, сильная взаимопомощь между предложениями и частями, некое возвышенное соответствие внутри аятов и замыслов. И несмотря на то, что имеются восемь-девять веских причин, которые должны были бы нарушить и расстроить соответствие, взаимопомощь, взаимосвязь, выразительность и целостность, напротив придали им силу выразительности, целостности, и взаимосвязи. Но, эти причины, выполнив свою роль и обязанности, слегка показывают себя из-за завесы той упорядоченности и выразительности. Однако, как из ствола прямого, целостного дерева выступают некоторые уступы, бугорки и остроконечные почки, но они не нарушают его соразмерность и симметрию, а скорее придают ему пышную, нарядную законченность, и являются причиной произрастания плодов, которые придали бы этому дереву красоту и совершенство. Точно так же эти самые причины показывают острые концы для того, чтобы выразить свои ценные значения в выразительности Коранического стихосложения. И вот, несмотря на то, что Ясный Коран нисходил в течение двадцати лет, мало-помалу, шаг за шагом, раздельными частями, в зависимости от состояния и потребностей, он имеет такую совершенную соразмерность, что кажется, будто он снизошёл целиком, за один раз.

И вот, несмотря на то, что Коран был ниспослан в течение двадцати лет, и к тому же имел различные, а порой и противоположные причины ниспослания, он выявляет и показывает такое совершенство взаимосвязи, словно снизошёл по одной-единственной причине. К тому же, несмотря на то, что этот Коран пришёл как ответ на различные и многократные вопросы, он выявляет и показывает чрезвычайное согласие, соответствие и единение, словно является ответом на один-единственный вопрос. А также, несмотря на то, что Коран пришёл для разъяснения положений и условий переменчивых и разнообразных событий и явлений, он показывает такую упорядоченность и такой порядок, словно это изложение одного события. К тому же, несмотря на то, что Коран был ниспослан в форме словесного снисхождения, сообразно пониманию бесчисленных собеседников в противоположных и разнообразных ситуациях, он показывает такое высокое сходство и такую прекрасную выразительность, которая течёт плавно как вода, будто ситуация одна и та же, и понимание одно. Кроме того, несмотря на то, что Коран произносит речь, обращаясь к многочисленным и отдалённым друг от друга категориям собеседников, он имеет такое лёгкое изложение, такую систему красноречия и такую ясность в объяснении, будто обращается к одной-единственной категории собеседников. И даже каждой из категорий кажется, что собеседником, к которому обращается Коран, являются именно она. А также, несмотря на то, что Коран был ниспослан для того, чтобы наставить и направить к некоторым разнообразным и постепенно развивающимся целям наставления на прямой путь, он проявляет такую совершенную прямоту, такую тщательную уравновешенность и устойчивость, такую упорядоченность и гармонию, будто цель одна. Итак, эти причины, вроде бы являясь причиной возникновения спутанности и беспорядка, использованы в чудотворном изложении Корана, для его выразительности и соразмерности.